Психический материал развития


Психический материал развития


Психическим материалом знаний являются образы объектов или действий. Психическим материалом развития являются психические операции. Эти операции осуществляются в психических процессах. Поэтому психическое развитие учащихся предполагает формирование новых психических операций в психических процессах.

Процессы ощущений. Можно выделить 13 видов ощущений в зависимости от видов образов: 1) зрительные; 2) слуховые; 3) обонятельные; 4) вкусовые; 5) тактильные; 6) температурные; 7) болевые; 8) кинестетические; 9) равновесий; 10) вибрационные; 11) органические; 12) сексуальные; 13) эмоциональные (ощущения отношения своего Я к воспринимаемому, представляемому образу).

Первые четыре вида ощущений известны. В тактильном ощущении отражаются характеристики объекта при прикосновении, трении, давлении. В кинестетических отражаются положения различных органов в пространстве относительно тела. Эти ощущения координируют работу костно-мышечного аппарата и служат предметом развития на уроках физкультуры и на уроках труда. Ощущения отвечают за положение всего тела в пространстве. Органические ощущения фиксируют изменения в работе внутренних органов. Высокоразвитые органические ощущения способствуют созданию оптимальных условий для жизнедеятельности человека. Отличительной чертой долгожителей является тонкое ощущение полезных и вредных воздействий на организм и благодаря этому быстрое устранение отрицательных воздействий. Эти ощущения необходимо развивать и формировать через них биологически и психически целесообразные привычки, способствующие оптимальному функционированию организма.

Менее известны в литературе ощущения эмоций. Эмоция радости, любви, злости и т. п. формируются в организме человека. Это целостная реакция всего организма, где участвуют как психика, так и сома. Люди отличаются по своим ощущениям эмоций. Чем тоньше человек ощущает свои эмоции, тем более точно он может прогнозировать свои поступки, тем богаче его внутренняя жизнь. Значимые эмоции хранятся в памяти людей и являются знаниями в этой области.

Восприятия. Восприятия отличаются от ощущений тем, что здесь, в отличие от парциальных характеристик, формируются целостные образы предметов и явлений. Обычно в литературе выделяют пять видов восприятий: зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Представления. Это процесс воспроизведения вторичных образов. Если при ощущениях и восприятиях есть в наличии стимул, то в представлении его нет. Образ воспроизводится из хранилищ психики.

В литературе не всегда четко отмечается количество представлений, существующих у человека. Можно утверждать, что существует представлений столько, сколько ощущений — тринадцать.

Развитие представлений имеет большое значение для понимания учебного материала, так как дети с недостаточно развитыми представлениями с трудом его понимают и плохо запоминают.

Воображение. Воображение — это психический процесс построения новых образов. В процессе воображения изменяется последовательность образов по отношению к последовательности, представленной в восприятии. У писателей обычно хорошо развит процесс воображения.

В. Я. Ляудис отмечает, что во время пребывания А. С. Пушкина в лицее существовал кружок, в котором лицеисты упражнялись в развитии воображения. Это, возможно, послужило тому, что из этих стен в то время вышло много выдающихся людей. В настоящее время нельзя считать, что у учащихся эффективно развивается этот психический процесс [12].

Память. Существует тринадцать видов памяти, столько, сколько ощущений первичных образов. Выделяется четыре функции памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. В литературе имеется много технологий по развитию памяти. Однако в школе доминирует метод заучивания через повторение. Дети мало обучаются приемам запоминания. Необходимо увеличивать не только объемы памяти, но также скорость и арсенал приемов запоминания.

Мышление. Можно выделить четыре типа мышления в зависимости от материала, который подвергается аналитико-синтетической обработке: предметное, образное, знаковое, символическое. В предметном мышлении операции проводятся с предметами: ребенок из песка делает различные предметы, рабочий обрабатывает деталь, женщина делает себе прическу и т. п. В образном мышлении материалом являются образы (наиболее распространенными являются зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические). В знаковом мышлении материалом являются знаки, которые обозначают предметы или явления. Слова являются одним из материалов знакового мышления. В символическом мышлении операции проводятся с символами. Это символы в алгебре и т. п. Они отличаются от знаков тем, что в разных ситуациях им придается различное значения либо они вообще не имеют значения. Слова без понимания смысла превращаются из знаков в символы.

Раннее развитие символического мышления вызывает различные мнения о целесообразности такого подхода. Символическое мышление можно отождествить с отвлеченным. М. Доналдсон утверждает, что «... не приходится сомневаться, что, придавая столь большое значение отвлеченным способам мышления, мы превращаем получение образования в нашем обществе в трудное для человеческого интеллекта предприятие, предприятие, от которого многие отказываются уже на начальных этапах ([6], С. 97).

А. Н. Уайхед, один из крупнейших современных мыслителей в области педагогики, утверждал: «Можно спорить, человеческая рука создала человеческий мозг или мозг создал руку, одно несомненно: связь между ними глубокая и взаимопроникающая» (Цит. по [6]). Знаковое и символическое мышление требует оторваться от образов, но оно оказывается наиболее продуктивным в плане понимания, когда базируется на образах и практических действиях.

Как отмечалось выше, в своем труде «Стратегия гения» Роберт Б. Дилтс описывает феномен А. Эйнштейна: «Вместо слов или метематических формул Эйнштейн мыслил преимущественно с помощью визуальных образов и ощущений... Вербальные и математические плоды этих раздумий появились лишь после самого главного — творческого осмысления проблем» (Цит. по [2], С. 22). Таким образом, опора в процессе обучения в школе на символический (отвлеченный, абстрактный) психический материал может привести к тупику для некоторых детей.

Это происходит прежде всего с теми, кто не может мыслить вне конкретных образов либо вне конкретных операций. Эти дети показывают низкие результаты по вербальным тестам, отстают в обучении. Как итог всего этого может наблюдаться их уход из школы.

К тупику может привести обучение детей, которые легко усваивают символический (отвлеченный, абстрактный) материал. Легко осваивая символический учебный материал, они в дальнейшем могут испытывать огромные трудности при решении конкретных жизненных задач.

Поскольку в настоящее время вводятся в школе различные учебники, основанные на разных подходах, то требуются очень глубокие научные обоснования того или иного подхода. Без всестороннего психологического обеспечения таких подходов в развитии детей могут быть непоправимые последствия.

Можно выделить понятийное и допонятийное мышление. В понятийном присутствует понимание, в допонятийном происходит манипулирование материалом без понимания. Описанные выше различные подходы должны базироваться прежде всего на понятийной составляющей мышления.

Мышление бывает логическое, критическое, креативное, интуитивное. В школе обычно занимаются развитием логического мышления. Критическое мышление в школе не приветствуется. Редко предоставляется ученикам возможность высказывать сомнения, возражать. Креативное (творческое) мышление — это набор таких операций, которые приводят к выходу за установленные рамки. Креативное мышление определяется оригинальностью, гибкостью, беглостью. Ниже будут даны тесты определения этих характеристик.

Для развития мышления детей необходимо предоставить им возможность комбинировать с различным психическим конкретным материалом. А. Эйнштейн относил свои выдающиеся способности к комбинаторной игре со «знаками», «образами» и прочими элементами, как «визуальными», так и «мышечными». Эйнштейн писал: «Такая комбинаторная игра, по-видимому, является существенной составляющей продуктивного мышления» (Цит. по [2], С. 22).

В школе можно развивать продуктивное (креативное) мышление учащимся, используя мозговой штурм в разных его вариантах. Есть множество других педагогических технологий развития мышления учащихся.

Речь. Речь — психический процесс, служащий средством передачи образов. Речь бывает устная и письменная, внутренняя и внешняя. В школе необходимо развивать грамотность, творческость, точность выражения мыслей, краткость, понятность выражения мыслей.

Воля — это психический процесс, который направлен на преодоление препятствий, возникающих в деятельности человека. Для тренировки воли необходимы препятствия. Малые препятствия слабо развивают волю. Большие препятствия могут привести к отказу от деятельности, может произойти сшибка. Оптимальные препятствия тренируют волю в оптимальной степени, при этом для каждого человека оптимальный уровень свой.

Развитие воли имеет огромное, основополагающее значение в развитии интеллектуальной сферы. Воля развивает интеллект, контролирует эмоциональную сферу. Об этом будет изложено подробнее в психологическом обеспечении процесса развития.

Эмоции. Выделяют четыре базовые эмоции: любовь, страх, злость, агрессия.

Мотивация. Развитие у учащихся желания заниматься, учиться и т. п.

Психомоторика. Развитие у детей психомоторики необходимо для успешного усвоения умений писать и т. п.

При описании педагогических технологий можно использовать обозначения действий, выполняемых педагогом и учащимися. Действия учащихся можно разбить на психические (внутренние) и физические (внешние) (рис. 6).


Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО. . 2002.

Смотреть что такое "Психический материал развития" в других словарях:

  • Воспитание законопослушания — Актуальность воспитания законопослушания определяется многими причинами. Существование любого человеческого общества невозможно без соблюдения его членами исторически обусловленных норм поведения, регламентирующих разнообразные права и… …   Энциклопедия педагогических технологий

  • ИНФАНТИЛИЗМ — ИНФАНТИЛИЗМ, infantilismus (от лат. iufantilis детский), отсталость физ. и псих. развития. Название впервые было предложено Ласегом (Lasegue). В 1871 г. Лорен (Lorain) под этим названием описал определенный тип задержанных в общем развитии лиц,… …   Большая медицинская энциклопедия

  • КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ —         Этим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой лежит выявление особенностей… …   Психотерапевтическая энциклопедия

  • ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк............... 9 II. Возбудитель туберкулеза............ 18 III. Патологическая анатомия............ 34 IV. Статистика.................... 55 V. Социальное значение туберкулеза....... 63 VІ.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ — ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЬНЫЕ. При ярко выраженных, вполне развившихся псих, болезнях имеется целый ряд особенностей, отличающих П. б. от всех других б ных и ведущих к особому отношению к ним в правовом отношении, к особому уходу за ними, своеобразному… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности …   Литературная энциклопедия

  • Чернышевский, Николай Гаврилович — — сын Гавриила Ивановича Ч., публицист и критик; род. 12 го июля 1828 г. в Саратове. Одаренный от природы отличными способностями, единственный сын своих родителей, Н. Г. был предметом усиленных забот и попечений всей семьи. Хотя и… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Индия — (на языке хинди Бхарат)         официальное название Республика Индия.          I. Общие сведения          И. государство в Южной Азии, в бассейне Индийского океана.          И. находится на важнейших морских и воздушных коммуникациях,… …   Большая советская энциклопедия

  • Педагогика Монтессори — Учебные материалы системы Монтессори Педагогика Монтессори, также известная как система Монтессори  система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марие …   Википедия

  • Толстой, граф Лев Николаевич — знаменитый писатель, достигший еще небывалой в истории литературы XIX в. славы. В его лице могущественно соединились великий художник с великим моралистом. Личная жизнь Т., его стойкость, неутомимость, отзывчивость, одушевление в отстаивании… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.